Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Благоприятные условия адаптации первоклассников

Дата: 9 октября 2016 в 17:10

                       «Благоприятные условия адаптации первоклассников»
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. 
Условия адаптации:
Физиологические                                       Психологические

*Изменение режима дня                         *Психологический климат в семье
*Необходимость игры                             *Самооценка ребёнка
*Правильная посадка                               *Самоценность ребёнка для родителей
*Организация правильного питания      *Формирование интереса к школе
*Развитие двигательной активности      *Дружеское общение с одноклассниками
*Воспитание самостоятельности и         *Недопустимость физического воздействия
                                                                    *Предоставление самостоятельности                            
                                                                     ответственности
                                                                    *Учёт темперамента ребёнка
                                                                    *Организация контроля за учёбой
                                                                    *Поощрение за успехи и достижения
                                                                    *Моральное стимулирование
                                                                    *Развитие самоконтроля и самооценки
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе
- организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;
- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на  правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости; 
- тренировать мелкие мышцы кистей рук
- обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты; 
- создавать условия для занятия спортом;
- воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья. 

Психологические условия адаптации первоклассников к школе

1.  Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии  других людей.
2.  Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
3.  Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
5. Создавать  благоприятный климат в семье.
6.  Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
7.   Поощрять ребёнка, и  не  только за учебные успехи

Современный первоклассник имеет следующие особенности: 

1.  У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2.  У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. 
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. 
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. 
И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе

Закон семьи =______+______+_______+________ 
 
                              ед.тр.   зн. похв.   тр.уч.  разд.благ.

I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми

Что обеспечит успех ребёнка в школе?
Что больше всего способствует возникновению желания учиться

а) Физическое здоровье.
б) Развитый интеллект.
в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.
г) Умение считать и читать.
д) Выносливость и работоспособность.
е) Аккуратность и дисциплинированность.
ж) Хорошая память и внимание.
з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Правила, которые помогут ребёнку в общении:
-    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
-    Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
-    Не дерись без причины.
-    Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
-    Играй честно, не подводи своих товарищей.
-    Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
-    Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
-    Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
-    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
-    Старайся быть аккуратным.
-    Почаще говори: давай дружить, давай играть.
-    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Вот признаки успешной адаптации: 

Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке. 
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. 
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. 
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена. 
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"  
Памятка родителям первоклассников

·       Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
·       Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Ребёнок имеет право на ошибку.
·       Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
·       Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.
·       Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.
·       Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом  к учителю или школьному психологу.
·       С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился  человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
·       Учение – нелёгкий и ответственный труд. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.  
Несколько советов психолога
«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  - Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.